Жанр: Темное фэнтези

Темное фэнтези (Dark fantasy) – это своеобразный раздел традиционного фэнтези, который помимо прочей атрибутики включает в себя элементы готики и ужасов. Мрачное, темное фэнтези, таким образом, расположилось на стыке этих трех жанров.

Основное же отличие Dark fantasy от прочих жанров заключается в том, что на первый план авторов ставится цель не напугать читателя, а создать впечатление страха, который уже прошел. Т.е., читая такую книгу, вы в первую очередь все же читаете фэнтези, а не ужасы. Хотя все повествование ведется в особо гнетущем, мрачном стиле.

В жанре темного фэнтези такой аспект как борьба добра со злом практически, или совсем отсутствует. Зло в таких мирах уже победило, и главная идея жанра – отобразить противостояние “большого” и “малого” зла, более темные и более светлые пятна. Герои, сами по себе темные, вынуждены бороться с еще большим злом, чтобы окружающий их мир окончательно не погрузился в хаос. Кроме того, авторы с особой тщательностью прописывают страдания героев.

Угрюмые маги повелевают кошмарными демонами… Беспринципные люди и нелюди цинично проворачивают грязные делишки… Жестокие вампиры алчно пьют кровь трудового народа… Мрак безраздельно властвует в душах… Таково темное фэнтези.

Впервые Dark Fantasy получило свое название в 1973 году — так именовался небольшой фэнзин. В начале восьмидесятых американские издатели использовали термин для привлечения доверчивых фанов. Мол, налетай, народ, перед вами не просто мистика, а темное фэнтези! В 1987 известный писатель Джек Уильямсон выделил темное фэнтези как отдельный вид мистической литературы. А в июне 1991 обозревательница журнала “Локус” Фарен Миллер обозначила этот жанр как историю с элементами хоррора и готики, действие которой происходит в антураже традиционного фэнтези.

Сейчас к темному фэнтези причисляют три группы фантастической литературы. Это традиционное фэнтези с “темным” оттенком; разновидность мистического хоррора; фэнтези, написанное в особо гнетущем стиле.

Dark fantasy: классическое

В традиционном темном фэнтези вы окунетесь в мир, где верховное зло давно победило и властвует, а его проявления воспринимаются обитателями мира как нечто само собой разумеющееся. Некромант гадает по внутренностям выпотрошенного младенца? Да все уважающие себя маги так делают! Колдунья принимает ванну из крови юных девственниц? Зато как сохранилась, ей уже 600 с гаком стукнуло, а больше 150 не дашь! В соседней лавке покупки заворачивают в человеческую кожу? Так незачем шляться по секонд-хэндам, в шикарном бутике ваше приобретение упакуют в выделанную бисером эльфийскую шкурку… Здесь более-менее приемлемое, пристойное Зло противостоит преотвратнейшей Мерзопакости.

Итак, если мир — грязная дыра, которую населяют жестокие, отвратные ублюдки, человечья жизнь здесь — дешевка, а герои, претерпев немыслимые страдания, в финале гибнут крайне болезненной смертью, это оно самое и есть. Очень темное фэнтези…

Dark Fantasy: хоррор

Темным фэнтези нередко нарекают категорию сверхъестественных ужасов, чтобы отделить их от основной массы хоррора. Подход здесь таков. Если в центре истории ожившая мумия, всякого рода вурдалаки и оборотни — это темное фэнтези, а если ужасные события имеют обыденное или научно-фантастическое объяснение (происки маньяка-убийцы, мутантов, инопланетян, сектантов) — это просто хоррор. Правда, возникает путаница с мистической готикой. Особенно когда речь идет о вампирских историях.

Чтобы не запутаться, смотрите на окружающий мир. В темном фэнтези обязательно будут присутствовать элементы классического фэнтези. Даже если вы наткнетесь на редкое “городское” фэнтези – магия и прочая колдовская атрибутика всегда перевесят готическую составляющую.

Dark Fantasy: психологическое

Такие книги, на первый взгляд, укладываются в каноны стандартного классического фэнтези. Вроде, и зло еще не совсем победило, и герои с ним сражаются, но… решающим оказывается стиль повествования, который и породил это самое понятие “атмосферного” темного фэнтези.

Автор, на страницах своей книги, буквально обволакивает читателя страданиями, переживаниями героев, а так же выписанной с особой тщательностью атмосферой давящего мрака и полнейшей безнадежности. Как отметил Лоис М. Буджолд, подобные произведения достойны пометки: “По прочтении вскрыть вены”.

Add Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *