Городское фэнтези — это литературный жанр, основанный на использовании мистики в городском, обыденном антураже. Городское фэнтези соединяет в себе черты таких жанров как фэнтези, мистика и реализм, и имеет связи с самыми разнообразными литературными направлениями — от романтической прозы до бытописания, от детектива до романа ужасов, от мистики до социально-философского исследования. Часто под городским фэнтези понимают фэнтези, действие которого происходит в современном антураже.
Городское фэнтези основано на городской культуре и не имеет связи с древним народным фольклором. Первопроходцем городской фэнтези в России иногда называют Н. В. Гоголя, «Петербургские повести» которого заложили канон и эстетику русской городской сказки. Воплощением лучших традиций русской городской мистики является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
В некоторых произведениях магический мир существует параллельно городской реальности и не оказывает зримого влияния на мир людей («Дозоры» Лукьяненко, «Тайный город» Панова).
Выделяют три отличительные особенности городского фэнтези:
1. Обстановка: действие происходит в городе.
2. Содержание: произведение имеет мистический элемент, причем мистика специфическая, городская. Именно эта мистика, которая зиждется на бесконечном множестве незнакомых лиц и запертых дверей, и создает популярность жанру.
3. Описание: очень тщательно прописываются детали и реалии города для достижения правдоподобия. Например, если герой идет в ресторан — грамотный писатель не преминет указать его название и местоположение. Читатель следует за персонажем по улице, аллее, набережной — и непременно узнает знакомые места. Подробности создают ощущение погружения: читатель начинает верить в реальность мира книги и жить им. Правильное соотношение обыденного и сверхъестественного — и есть тот самый фундамент, на котором покоится успех городской фантастики.
В жанре городского фэнтези написана книга Натальи Жильцовой “Источник. Сила ведьмы”.
Add Comment